На Донбассе продолжается позиционная война против российских военных формирований и вооруженных наемников. Все чаще из зоны боевых действий приходят сообщения о гибели украинских военных и добровольцев от огня вражеских снайперов. Международное волонтерское сообщество InformNapalm продолжает разведку открытых источников и сбор информации о кадровых российских военных, которых Россия засылает на украинский Донбасс. Находить в открытых источниках снайперов тяжелее всего, но и они попадают в поле зрения волонтеров-разведчиков.
27 марта 2018 года от пули снайпера погиб 19-летний юноша, боец Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор» Андрей Кривич с позывным «Дилли». Это очередная большая потеря для всего украинского народа. Сейчас ситуация в позиционной войне на Донбассе обострилась, и снайперы в ней входят в число самых опасных врагов.
Снайперские пары агрессора состоят как из кадровых военных ВС РФ, так и из наемников, прошедших подготовку в российских военных лагерях. При этом следует отличать «снайперов» – героев пропаганды от тех, кто выполняет настоящие боевые задачи. Однако обе эти категории опасны и играют важную роль в гибридной войне.
Снайперы – герои пропаганды
Известно несколько наемников, выполняющих роль снайперов в материалах российской пропаганды. Один из них – серб Деян Берич (позывной «Деки»). Он постоянно находится в кадре пропагандистских сюжетов и отвлекает внимание от кадровых российских военных, присутствующих на Донбассе. Из четырех независимых компетентных источников в Сербии мы узнали, что Деян Берич якобы только вербовщик и пропагандист, настоящие боевые задачи выполняют другие наемники, а он всего лишь снимается в сюжетах.
Берич как раскрученный медийный персонаж помогает дезинформировать и отвлекать внимание от более важных фигур. Такую же роль выполняли «Гиви» и «Моторола» – однако когда они заигрались в авторитетных главарей и стали больше не нужны Москве, эти «герои» были быстро ликвидированы. Медиаактивность сербского «снайпера» – хороший пример военной хитрости, которая позволяет одновременно решать задачи как пропаганды, так и дезинформации.
В отличие от Берича, настоящих боевых снайперов найти через социальные сети довольно сложно, но иногда и они делают ошибки и открывают свои лица.
Снайперы для боевых задач
В 2015 году мы фиксировали на Донбассе военнослужащих роты снайперов 19-й ОМСБр ВС РФ – они были прикомандированы к бандформированию «Сомали». В 2016 году мы звонили командиру роты, который бежал с поля боя и бросил своего подчиненного – снайпера Александра Галкина, гражданина РФ, ликвидированного на Светлодарской дуге. В 2017 году ИН вновь зафиксировал снайпера из 19-й отдельной мотострелковой бригады ВС РФ, который также маскировался под «ополчение новороссии».
Однако география привлечения российских военных снайперов для войны на Донбассе расширяется. С октября 2017 года мы наблюдаем за еще одной прибывшей из РФ группой снайперов, в которую входит Петров Юрий Дмитриевич. Его постоянное место жительства: г. Якутск, родился 19 апреля (год не определен). Петров – военнослужащий по контракту в ВС РФ, снайпер. Телефон: +79243669068. В соцсети VK имеет страницу (архив).
Социальная страница Петрова говорит о том, что с 2013 года он проходил службу в 40-й отдельной бригаде морской пехоты ВС РФ (в/ч 10103) и в настоящее время, вероятно, остается контрактником этой же воинской части. Сам Петров также не скрывает, что является военнослужащим по контракту.
В октябре 2017 года он был зафиксирован на общих снимках с еще одним снайпером-наемником, гражданином РФ из Санкт-Петербурга, который в соцсетях имеет страницу на имя Сергея Журавлева (возможно, это псевдоним). Фотографии были сделаны на базе 7-й ОМСБр 2-го АК «ЛНР».
Снайпер Юрий Петров с “боевым товарищем”
Юрий Петров присутствует и на других групповых снимках снайперов – фотографии прибытия этой снайперской роты на Донбасс выложены в соцсетях.
3 января 2018 года Петров выкладывает снимки билетов, согласно которым он вылетал из международного аэропорта Платов (Ростов-на-Дону) в аэропорт Домодедово (Москва), а затем в Якутск, где, вероятно, проводил отпуск после ротации на Донбассе.
Это далеко не единственный, но довольно показательный персонаж, попавший в поле зрения разведчиков. Российская пропаганда четвертый год пытается представить войну на Донбассе как внутриукраинский конфликт, однако, несмотря на усиленный контроль в ВС РФ за утечкой информации, в социальные сети продолжают попадать доказательства российской агрессии.
Международное разведывательное сообщество InformNapalm подготовило уже более 1800 расследований, в ходе которых было зафиксировано участие в войне на Донбассе более 1300 кадровых российских военных из 83 подразделений, базирующихся на всей территории России. В апреле 2018 года мы планируем представить интерактивную базу данных, где будут систематизированы собранные за четыре года доказательства российской агрессии.
Напомним, что в 2016 году была представлена информация об идентификации на Донбассе российских военных из 75 частей ВС РФ и других воинских формирований по родам войск и подразделений специального назначения.